Как утверждают эксперты, Сергей Кравцов, глава Министерства просвещения РФ, выступая в минувшую среду в Совете Федерации с докладом о плановой реализации нацпроекта «Образование», неверно трактовал результаты PISA, ссылаясь на которые, заявил, что децентрализация ведёт к снижению качества образования.
Стоит напомнить, что PISA – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.
Министр просвещения России, говоря о результатах исследования, привёл в пример Финляндию, где при росте автономии школ происходит снижение качества образования. Комментируя это высказывание, директор Центра социально-экономического развития НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий на своей странице в Facebook привёл в пример школы в Сингапуре, где уровень централизации значительно снизился, но качество образования возросло. При этом эксперт добавил, что упомянутые данные опубликованы в книге немецкого статистика и исследователя Андреаса Шляйхера «Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века».
Помимо этого, в соответствии с докладом министра в среднем по странам ОСЭР не установлено существенной связи школьной автономии с результатами обучающихся по естествознанию. Также отмечается, что связь между автономией и результатами выше, когда ответственность директоров школ за учебную программу больше, чем национальных органов управления образованием.
В связи с приведёнными данными получается, что место автономии школ среди факторов, связанных с высокими результатами обучающихся, незначительное, поэтому говорить о влиянии децентрализации на качество образование, ссылаясь на измерения PISA, нельзя.
Ранее Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации, раскритиковала доклад С. Кравцова, отметив, что его выступление не даёт цельной картины понимания Министерством просвещения целей национального проекта «Образование» и путей их достижения.