Как сообщают «Известия», Центр защиты прав и интересов детей, находящийся в ведомстве Министерства просвещения России, подготовил для учителей школ методические рекомендации, в которых разъясняется, какие отклонения от нормы в поведении учеников младших классов могут в дальнейшем привести к совершению преступлений.
В документе говорится, что педагогам рекомендуется отслеживать «постоянно, стойко повторяющееся поведение, не соответствующее общепринятым нормам и наносящее ущерб самому человеку, окружающим… и имуществу».
Речь идёт не только о явных признаках отклонений от нормы (драках, насилии по отношению к другим детям и животным), но также и о проявлении у ребёнка до 8 лет чрезмерного упрямства, открытого непослушания или вспыльчивости. Согласно рекомендациям следует также насторожиться, если ребёнок в 8-9 лет начинает прогуливать уроки, сбегать из дома, пытается обмануть взрослых, попрошайничать или употреблять алкоголь и наркотики.
Учителям советуют обращать внимание и на такие тревожные «звоночки», как рисунки и тексты в школьной тетради, не касающиеся содержания учебных предметов и имеющие «настораживающие смыслы» – к примеру, символы деструктивных сообществ или криминальных субкультур. Нельзя обходить стороной интерес ребёнка к оружию, взрывчатым веществам и наличие на его страницах в соцсетях постов, касающихся упомянутой темы.
В случае если учитель, а также другие педагоги и одноклассники отмечают значительное количество тревожных признаков у ученика, необходимо провести беседу с родителями «проблемного» ребёнка или же (по усмотрению руководства школы) собрать консилиум, в состав которого войдут педагоги, психолог и другие специалисты.
Глава Центра защиты прав и интересов детей Владимир Зарецкий отметил, что данные рекомендации были разработаны совместно со специалистами и научными сотрудниками факультета юридической психологии и Центра экстренной психологической помощи Московского психолого-педагогического госуниверситета (МГППУ).
Отметим также, что ранее Министерство просвещения представило для учителей рекомендации по работе с агрессивными подростками.