В Конституцию РФ внесены поправки о сохранении русского языка, культурного и исторического наследия России, как базовой ценности. Реализовывать основной закон предстоит, в том числе, и поколению, которое сейчас сидит за партой, потому что Конституция определяет направление развития государства на ближайшие десятилетия.
В свете этих событий, проект «Культура для школьников», разработанный министерством культуры РФ, совместно с Министерством образования РФ и компанией «Яндекс», и первые итоги его реализации, представляет интерес, как определение единой стратегии культурного воспитания будущих поколений юных россиян во всех субъектах Российской Федерации.
О проекте
Привлечение детей к культуре идет по нескольким важным направлениям: литературе, музыке, архитектуре, изобразительному искусству, театру и кинематографии, народной культуре. Программы «Кинолето», «Галерея литературных героев», кроме воспитательной задачи, помогают в освоении навыков сценического чтения, тренируют память, развивают умение анализировать и излагать мысли в логической последовательности. Подобные акции помогают в игровой форме привить любовь к литературе и искусству, и через них понимать историю.
Кроме того, в проект включены программы патриотического содержания:
- «Летопись сердец» – онлайн-акция, посвященная 75-ой годовщине Великой Победы, в которой приняли участие более 8 000 детей, записав видеоролики с поздравлениями ветеранов, чтением стихотворений о войне. Канал «Яндекс. Эфир» оказал содействие в публикации более 6 000 видео.
- В программу народного концерта «Свидание с Россией», организованного совместно с «Бессмертным полком России» и Российским союзом ветеранов, также были включены поздравления школьников; трансляцию увидели более 300 000 зрителей.
Помимо всероссийских акций, разработаны региональные программы, а наиболее успешные из них стали примером для реализации в других субъектах РФ.
Пока в проекте участвует 15 регионов. Как отмечает О. Ярилова, заместитель Министра культуры РФ, изначально, для отработки единого механизма по привлечению школьников к культуре были включены лишь 11 субъектов. Но проект оказался настолько востребованным и многообещающим, что пришлось расширить список.
Также заместитель министра подчеркнула, что успех проекту принесла заинтересованность разных правительственных и общественных структур: Общественной палаты РФ, Минпросвещения, Роскультпроекта, Яндекса и других представителей регионов-участников. В составлении методических рекомендаций принимали участие специалисты Института изучения детства, семьи и воспитания, а также эксперты Института художественного образования при РАО. Ольга Ярилова считает, что, благодаря основательному научному подходу, «Культура для школьников» вскоре обретет масштабность и будет иметь успех во всех 85 регионах страны.
Успех акции «Культурный марафон», в котором приняли участие более миллиона детей – яркое подтверждение того, что культура востребована в обществе. Несмотря на то, что проект находится в начальной стадии реализации, в мультимедийном марафоне, организованном и проведенном компанией «Яндекс» успешно прошли онлайн-тест 590 000 участников, а 8,5 тысяч учителей, проверявших результаты, прошли подготовку на вебинарах, организованных компанией.
В качестве поощрения каждый регион предложил интересные призы – творческие смены в «Артеке» и «Орленке», пригласительные билеты на «губернаторские елки».
На совещании рабочей группы проекта, О. Ярилова объявила об открытии, в ближайшее время, интернет-портала, где будут регулярно размещаться афиши и анонсы событий в сфере культуры, искусства и образования, в которых школьники смогут принять активное участие.
Культурная среда для школьников: чем дополнить проект?
Создание проекта, нацеленного на формирование культуры у школьников, как отметил Павел Пожигайло – первый заместитель председателя Комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Общественной палаты Российской Федерации, важный шаг для решения государственной задачи по сохранению традиционных ценностей и образцов поведения в российском обществе.
Специалисты отмечают, что именно на «образцы поведения» и следует обратить особое внимание, чтобы проект «Культура для школьников» не остался разовой акцией, а действительно помог реализовать важнейшие государственные задачи по формированию общей культуры поведения и внутренней потребности к сохранению российской системы ценностей у детей – будущего России.
К сожалению, в межведомственном проекте не приняли участие представители медийного пространства России: телекоммуникаций, новостных интернет-порталов, в частности – телевизионных шоу-программ, откуда школьники бесконтрольно и порой неосознанно черпают информацию о моделях поведения отдельных граждан. А, ведь, потоки агрессивно навязываемого контента зачастую никак не контролируются. Прямо с экрана на детей обрушивается нецензурная речь и «красочные картинки» из жизни актеров или артистов, эпатажно демонстрирующих собственные модели поведения ради того, чтобы оставаться знаменитыми и востребованными, если не ради таланта, то в связи со скандалом.
Дети мгновенно и неосознанно «впитывают» брань, подражают экранным героям, потому что яркие экранизированные иллюстрации из жизни кумиров, увиденные случайно, работают эффективнее, чем хорошо продуманное и спланированное культурное мероприятие. Некоторые программы, соблюдая возрастной ценз, прописывают на экране «+12», «+16», «+18». Но кто следит за тем, находятся ли рядом с детьми взрослые, по ту сторону экрана? Между тем, телепередачи «запретного» для детей содержания, часто транслируются в дневное время, когда занятия в школе окончены, а взрослые еще на работе.
Выходит, акций и программ, воспитывающих подрастающее поколение, явно недостаточно. Конечно, демократические перемены, произошедшие в стране за последние три десятилетия, отменить невозможно, да и не нужно. Но отсутствие цензуры не означает вседозволенность. Если бы организаторы проекта «Культура для школьников» подключили к участию в нем всех, кто так или иначе связан с формированием культурной среды, в которой растут дети, то это бы существенно повысило ответственность редакторов телеканалов и журналистов, приглашающих в студию, ради рейтинга, «героев», с которых нельзя брать пример.
Да, кроме медийного пространства, есть еще улица, общение со сверстниками, родители которых вовсе не озабочены участием в культурных проектах, и «тепличные» условия для воспитания культуры у школьников создать затруднительно. Поколение 90-х годов – это родители сегодняшних школьников – молодые люди, чье детство и юность выпали из сферы культурного влияния в период распада государства. Незначительная часть их привлечена к участию в проекте, но подавляющее большинство остаются пассивными наблюдателями.
Проекту «Культура для школьников» необходимо участие всего общества, чтобы детьми ощущалась преемственность поколений, чтобы культурные программы были частью культурной среды.