У каждого человека в воспоминаниях о детстве хранится первая любимая сказка. Именно с нее начинается наше познание окружающего мира, даже если, на первый взгляд, кажется, что волшебная история, рассказанная бабушкой, мамой или кем-то из близких людей, не несет никакой воспитательной или познавательной нагрузки.
Сегодня, в эпоху цифровизации и рационального восприятия окружающей действительности, старые добрые сказки приобрели особое значение. Они являются практически единственным источником, благодаря которому малыши имеют возможность получить «духовную пищу» для развития первичных представлений о жизни: о добре и зле, красоте, любви и гармонии человеческих отношений. Поэтому методики раннего развития, основанные на обращении к устному народному творчеству, заслуживают особого внимания.
Одной из таких методик является система Скребцовой-Лопатиной "Добрые сказки", которая учит родителей, как рассказывать старые сказки по-новому.
Несколько слов об авторах методики
Александра Александровна Лопатина – опытный преподаватель художественной культуры народов мира и истории религии. К большому сожалению, биографические сведения об этом авторе методики раннего развития детей на основе мирового фольклора очень скудные. Известно только, что она родилась в 1951 году, и практически с самого детства придумывала разные истории и сказки, многие из которых используются в методике "Добрые сказки". Публиковаться А.А.Лопатина начала в 1995 году, и за все это время из-под ее "пера" вышло более 80 детских книг и больше 3 тысяч сказок. Кстати, дата рождения Александры Александровны говорит о том, что она принадлежит к поколению, воспитанному на идеях гуманизма.
Соавтор методики Мария Скребцова, педагог, переводчик и специалист по романо-германской филологии, также не распространяется о своих биографических данных. Известно, что она родилась в 1968 г., и, следовательно, становление ее как личности прошло в ту же эпоху. Кроме того, она известна не только как автор детских книг и стихов, но и как художник, музыкант и композитор.
Можно смело утверждать, что соавторы методики – люди, близкие по духу, что плодотворно сказалось на основной идее созданной ими методики.
Справедливости ради надо отметить, что сама идея использования народных сказок в методике раннего развития детей не нова. К устному народному творчеству, как к самому благодатному материалу, обращались и продолжают его использование в методических разработках многие методисты и детские писатели. Поэтому в этом нет никакого новаторства Скребцовой – Лопатиной.
Уникальность данной методики заключается в использовании неизвестных широкому кругу сказок народов мира, благодаря чему с ранних лет у детей формируется познавательный интерес, расширяется пространство для узнавания и знакомства с неизведанным, находящимся далеко за пределами видимости. Такое стирание границ между культурами разных народов благотворно сказывается на развитии воображения, формировании уважения и понимания к другим культурам.
Скорее всего, использование творчества народов мира – дань авторов методики их профессиональной специализации, тому, что им хорошо знакомо.
Особенности методики "Добрые сказки"
Структура занятий по методике Сребцовой – Лопатиной мало чем отличается от классических методов и форм раннего развития детей, принятых в педагогике. Авторы лишь систематизировали тематику занятий, объединив сказки в группы:
- По этике;
- Чтению, письму, развитию речи, математике;
- Знакомству с окружающим миром (природоведению);
- ИЗО, музыке;
- ЗОЖ;
- Профессиональной ориентации.
Тематическое разделение сказок по предметам очень удобно в работе с младшими школьниками – учитель сможет легко подобрать нужную сказку к любому предмету. Ведь, воспитание сказкой предлагается авторами для детей от ясельного возраста до младших школьников, в зависимости от сложности восприятия текста произведения. Конечно же, использование сказок на занятиях в младшей школе, возможно, не совсем соответствует современному духу рационализма и логики при изучении начальных представлений о робототехнике, но в качестве приемов для активизации внимания народное творчество будет полезно.
Как показала практика, наибольшую пользу чтение сказок несет на занятиях по развитию речи и этике, где необходимо вовлечение ребенка в процесс осмысления и обсуждения прочитанного материала.
Сказки могут быть использованы в работе с детьми во вспомогательном обучении. Малыши с удовольствием принимают участие в обсуждении услышанного или прочитанного, благодаря чему разрушаются психологические барьеры у детей, которые по разным причинам неохотно идут на контакт и чувствуют скованность в коллективе.
Чтение сказок для ребенка – не учебное занятие со строгими рамками, а возможность для раскрепощения и самовыражения, непринужденного общения и осмысления прочитанного. Чаще всего такие занятия ребенок воспринимает как неформальное общение, которое подсознательно ассоциируется у него с общением в кругу семьи, где он ощущает уют, тепло и защищенность.
Как проходят занятия по методике Скребцовой-Лопатиной?
Методика Скребцовой-Лопатиной – это больше 5000 сказок и стихов, из более чем 100 стран мира. Занятия со сказкой можно проводить с группой и индивидуально.
Обязательная часть занятий – обсуждение прочитанного. При этом нужно "подвести" детей к тому, чтобы они рассказали о сюжетах из жизни, таких же, как в сказке – провести аналогии, сравнить, сделать собственные выводы. Дальше можно им предложить нарисовать сказочных героев, раскрасить готовые картинки-шаблоны, вылепить персонажей. Ребята могут немного пофантазировать: представить себя на месте одного из героев сказки и поступить так, как они считают нужным.
Дети с удовольствием примут участие в инсценировке понравившегося сюжета, но здесь понадобится помощь родителей: костюмированное представление оставит неизгладимое впечатление, станет ярким, незабываемым впечатлением детства и лучшим уроком, который запомнится на всю жизнь.
Недостатки методики "Добрые сказки"
Обзор отзывов родителей, оставленных на сайтах, где были приобретены детские книжки Скребцовой-Лопатиной, красноречиво указывает на существенные недостатки данной методики:
- Сложность стиля, не соответствующего возрастным категориям детей, для которых авторы рекомендуют те или иные произведения;
- Некоторое однообразие иллюстративного материала, к которому дети быстро теряют интерес.
Замечания родителей можно отчасти отнести к отсутствию у них педагогического опыта и умения правильно подобрать материал для своего ребенка. Но правда и то, что авторы методики, несмотря на огромную проделанную работу по систематизации фольклора, все же не учли или недостаточно уделили внимание возрастным особенностям развития. Это не удивительно, учитывая отсутствие у них специальной подготовки – знаний иностранной филологии и мировой культуры для создания методики развития самых маленьких явно маловато. Возможно, авторам стоит привлечь в команду специалистов по возрастной психологии и педагогике, а также уделить внимание не количеству тиража, а еще раз проработать содержание имеющегося материала.
Источники изображений: dobrieskazki.ru, detki.guru, stopkarma.ru, io.nios.ru